Заброшенные земельные участки доставляют немало проблем членам садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). Сорняки с них разлетаются на сотни метров вокруг, усложняя жизнь садоводов. Но главная опасность – угроза пожаров.
Статистика утверждает, что в России 10-15% территории всех СНТ приходится на неиспользуемые земли.
Полномочия органов земельного контроля (надзора) в отношении заброшенных участков СНТ ограничены. Срок, в течение которого собственник должен приступить к использованию земли в соответствии с видом ее разрешенного использования, действующим законодательством не определен. Поэтому его нельзя привлечь к административной ответственности.
Садовое товарищество не может ни продавать заброшенные земли, ни сдавать в аренду. Члены СНТ также не вправе самовольно занимать их. Это будет нарушением конституционных прав собственника.
«И, тем не менее, способы решения проблемы существуют, – поясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу Ольга Калиничева. – Прежде всего, необходимо вести диалог с собственником, убеждать его либо начать ухаживать за землей, либо сдать ее в аренду, продать или распорядиться любым другим удобным для него способом. Если владелец не реагирует на уговоры, СНТ вправе обратиться в суд.
Если владелец заброшенного участка умер, а наследников у него нет, участок относят к выморочному имуществу. Оно наследуется в собственность соответствующего публичного образования. Это может быть Российская Федерация, один из регионов РФ или муниципальное образование. Порядок наследования и учета выморочного имущества определяется Гражданским кодексом России».